http://megalife.com.ua/uploads/posts/2011-03/1300726287_84494809.jpg

Недопустимо, когда бизнес контролирует бизнес, его должно контролировать государство.

Ну вот и случилось. Вчера в новом центре российской модернизации Сколково состоялась первая большая пресс-конференция президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева. Впервые глава государства фактически разговаривал со своей страной. Отвечая на вопросы журналистов, Медведев обращался к военным, пенсионерам, бизнесменам, сталеварам, учителям, врачам, чиновникам и т.д. и т.п.

Нам же интересно, что сказал президент, обращаясь к автовладельцам. А сказал он много интересного. И, прежде всего, про изменение процедуры проведения технического осмотра автомобилей. На этом, пожалуй, мы остановимся подробнее. Очень уж болезненна эта тема.

Господин Медведев уже не первый раз поднимает вопрос о необходимости реформирования системы ТО. Как мы уже отмечали, эта тема стала одной из главных для президента в текущий, по сути предвыборный, период. Воспользовавшись сложившейся (или искусственно созданной) проблемной ситуацией с прохождением технического осмотра в столице, Медведев потребовал в корне изменить всю систему проведения ТО. Изначально его предложения звучали расплывчато, но довольно быстро они стали обретать конкретные формы. Финальной частью этого процесса стало внесение в Думу конкретного законопроекта и вчерашнее выступление Медведева перед страной.

Итак, что же сказал Дмитрий Анатольевич? А сказал он буквально следующее (цитата по РБК): «Эта процедура не должна быть бессмысленной, обременительной, просто дурацкой. Но мы все же должны знать, на каких машинах ездят люди. Есть предложение отказаться от техосмотра и совместить его с процедурой автогражданской ответственности. Это будет делаться в сервисах. При заключении ОСАГО будет добавляться этот талон о техсостоянии автомобиля. Новые автомобили вообще не надо осматривать. Автомобили от трех до семи лет – раз в два в года. А более возрастные уже один раз в год. В целом, повторюсь, нужно вывести техосмотр из-под милиции», и далее «Когда закон будет принят? Буквально сегодня-завтра правительство по моему указанию внесет этот закон в Думу. Со следующего года, надеюсь, начнет работать».

Очень интересные высказывания и прежде чем обсуждать суть новых предложений, я бы хотел, с вашего позволения, остановиться на президентской реплике. Прежде всего, я бы хотел отметить, что и сейчас владельцы новых автомобилей получают талончик сразу на 3 года. Господин президент не в курсе этого? Законопроект уже активно рассматривается российскими парламентариями. Господин президент не знает и этого? Говоря о том, что «нужно вывести техосмотр из-под милиции» Медведев знает, что по новому закону о полиции проведение техосмотра больше не является прерогативой МВД?

Возможно, мои комментарии к президентскому выступлению кому-то покажутся мелкими, незначительными придирками. Действительно, это мелочи. Но мелочи очень важные, показательные. Они демонстрируют, насколько далека наша власть от понимания того, что происходит в стране, от того, чем живут простые россияне. В конце концов, возникает вопрос, понимает ли власть, как работает система, которую эта самая власть собирается реформировать? Я прекрасно понимаю, что господин президент сам не проходит ТО на своей «Победе» или том черном Mercedes GLK, на котором он ездил в Сочи. Более того, я допускаю, что и раньше, в своей прошлой, ленинградской, жизни преподаватель юрфака Дмитрий Анатольевич Медведев не проходил ТО, даже если на тот момент у него была машина. У любого преподавателя юрфака достаточного бывших учеников в правоохранительных органах, чтобы не думать о такой ерунде, как техосмотр. И уж конечно, вы не услышите от меня наивных предложений вроде «а пусть он сам попробует, как мы…». Я не предлагаю президенту, по аналогии с Гаруном Аль-Рашидом, переодевшись в простолюдина, проходить ТО на специально купленном по такому случаю десятилетнем вазовском «зубиле». Это было бы просто глупо. Но неужели вокруг президента не осталось толковых, грамотных советников? Почему в окружении главы государства нет людей, которые реально знают, как работаем механизм, который предлагает реформировать президент. Или такие люди есть, и они намерено «подставляют» Медведева? Но зачем?

Впрочем, спустимся с властных небес на нашу грешную землю и обсудим непосредственно новую систему проведения государственного технического осмотра. Еще раз, что предлагается? Суть изменений такова: автовладелец приезжает на СТО, проводит диагностику и, если необходимо, ремонт автомобиля. После этого он получает сертификат, который отдает страховому агенту при оформлении полиса ОСАГО. На бумаге схема вроде простая и логичная.

Но как она будет работать в реальной жизни? Эксперты уже высказались по этому поводу. Вот, например, что говорит вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский: «Произойдет соединение центра осмотра машины, экспертизы страховой компании и станции ремонта. И будет в завуалированной форме навязана услуга по ремонту и замене запчастей». Действительно, кто помешает автосервисам «разводить» автомобилистов на деньги? Критики Ольшанского говорят, что данная система уже работает в Европе, и неплохо себя зарекомендовала. В качестве примера обычно приводится Германия. Но там станции осмотра контролирует государство и им запрещено ремонтировать автомобили и заниматься реализацией автомобильных запчастей. А у нас? У нас государство фактически самоустраняется из системы ТО.

Есть и другие отзывы на президентскую инициативу. Председатель Федерации автомобилистов России Сергей Канаев более оптимистичен. Он полагает, что передача ГТО в технические центры, работающие под контролем страховых компаний, пойдет автомобилистам только на пользу. И заинтересовать автовладельца можно введением понижающих коэффициентов после прохождения технического осмотра.

Увы, придется разочаровать господина Канаева. Его оптимизм напрасен. Прежде всего, стоит задаться вопросом, зачем автостраховщикам вводить понижающие коэффициенты. Какой в этом смысл? Акции, скидки, бонусы и прочие приятные для потребителя мелочи предоставляются только в том случае, если есть конкуренция, если у клиента есть выбор. Какой выбор будет у автовладельцев при новой системе прохождения ТО? Не проходить ТО и нарываться на штрафы или запрет на эксплуатацию автомобиля? Это не альтернатива. К сожалению, как и в случае с ОСАГО, наших автовладельцев ставят перед фактом, не предлагая им никакой альтернативы.

Надо понимать, что сама философия, дух, концепция новой системы прохождения ТО глубоко порочны. Нельзя создавать конструкцию, при который бизнес контролирует… бизнес. Бизнес-структура должна контролироваться государством, а не другой бизнес-структурой. Все разговоры о социальной ответственности бизнеса, заботе бизнес-сообщества о человеке - это глупость. Плод больного воображения некоторых либералов. Смысл бизнеса заключается в зарабатывании денег! И только! При этом легальный бизнес от нелегального отличается лишь тем, что легальный остается в рамках законов, установленных государством, а нелегальный выходит за эти рамки. В сущности, только этим отличается продавец мороженного от наркодилера. А если этих рамок нет? Если государство снимает с себя регулирующие функции? Что будет, если борьбой с наркотиками будет заниматься частная лавочка, а не государственные органы? Вопрос риторический. Однако именно такую схему функционирования системы техосмотра предлагают нам власти. Бизнес будет контролировать бизнес. Да еще в условиях отсутствия альтернативы. К чему это приведет? Прежде всего, к скачкообразному росту цен.

Хотите уже сейчас, сегодня, посмотреть, как будут выглядеть «понижающие коэффициенты», о которых говорит господин Канаев? Это не сложно. Просто попробуйте получить скидку при оформлении страхового полиса у любого менеджера в любом автосалоне. Особенно на полис КАСКО при покупке машины в кредит. Поверьте, вы получите незабываемые впечатления.

Хотите узнать, насколько вырастет диагностика и обслуживание автомобилей в сервисах с правом проведения ТО? И это тоже не сложно. Просто сравните цены дилерского сервиса и обычной автомастерской. Как говорится, «почувствуйте разницу». Почему они отличаются? Да просто потому, что у владельцев «гарантийных» машин нет выбора. Не будет его и у желающих пройти ТО. Но в случае с дилерским обслуживанием нам хотя бы декларируют качество и гарантию, а кто поручится за качество работ на работающей со страховщиками СТО? Кто даст гарантию, что после прохождения техосмотра машина не сломается через 1000 км пробега? Глупый вопрос, не правда ли?

Сторонники «нового ТО» нам говорят, что страховщики, не заинтересованные в страховых выплатах, будут контролировать СТО и качество проводимых работ. Как бы ни так! Мы помним, что бизнес не должен контролировать бизнес, и любой бизнес создан для зарабатывания денег. Зачем страховщикам тратить деньги на организацию контроля СТО? Зачем СТО вкладывать деньги в приобретение нового оборудования, обучение персонала и т.д.? Не проще ли просто задрать стоимость полисов ОСАГО так, чтобы хватало и на заработок страховой компании, и на страховые выплаты? Не проще ли повысить цены на ТО так, чтобы СТО могла неплохо зарабатывать, даже производя выплаты по искам? Причем, удовлетворять придется ничтожное количество исковых требований. Ведь доказать, что машина сломалась по вине именно автосервиса, очень тяжело.

Иными словами при новой системе мы получим меньше сервиса за большие деньги. И этого никто не скрывает. Буквально сегодня Председатель Комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев заявил, что новый ТО будет стоить около 2000 рублей. И это только начало. Дальше будет еще хуже. Уж страховщики и сервисмены постараются нам объяснить необходимость увеличения цены технического осмотра.

Этого ли хотел господин Медведев? Действительно ли он хотел в предвыборный период внести предложение, осложняющие жизнь миллионам россиян? Или вся история с изменением ТО - хитрая комбинация по дискредитации действующего президента? Как бы то ни было, но сегодня спикер Госдумы Борис Грызлов заявил о том, что Госдума приостанавливает рассмотрения президентского законопроекта. Впрочем, всего на 10 дней. Что будет дальше – пока неизвестно. Впрочем, по нашему мнению, если и есть альтернатива «гаишному техосмотру», то это просто отмена ТО вообще. Каждый водитель должен сам отвечать за состояние своего автомобиля и не надо думать, что все российские автовладельцы слабоумные самоубийцы, только и ищущие способ сесть за руль неуправляемой машины без тормозов.

Справка

Государственная дума перенесла рассмотрение нового закона о техосмотре автомобилей (ТО) с 20 мая на неопределенный срок. Об этом журналистам заявил парламентский спикер Борис Грызлов, сообщает РИА Новости. Как рассказала агентству представитель комитета Госдумы по транспорту Ксения Костина, законопроект может быть рассмотрен 31 мая. Отсрочка в рассмотрении закона позволит парламентариям внести в документ предложения, озвученные президентом Дмитрием Медведевым. По мнению Грызлова, Госдуме не следует торопиться с принятием нового закона, поскольку он касается "огромного количества водителей, у которых есть огромное количество автомобилей". Ранее планировалось, что к 1 июня документ направят на рассмотрение в Совет Федерации, а президент сможет его подписать до 12 июня.